Дорогие читатели, кулинарного сайта culinar.su с приходом весны и теплых выходных многие жители городов стремятся на природу на пикник с друзьями. В это время активно собою берут одноразовую посуду: ложки, вилки, тарелочки глубокие и мелкие. Стопки под водочку и стаканы под напитки и забывают о безопасности одноразовой посуды. Дорогой читатель вы задавали себе вопрос: Что мы едим? Задайте его себе и подумайте о еде, которую мы покупаем!

 

culinar.su безопасно ли употреблять генетически модифицированные организмы???

 

Большинство семей похожи между собой уже тем, что делают закупки продуктов раз в неделю или на месяц. Однако существует значительное отличие в том, где именно эти закупки проводятся. Одни скажут, что каждую субботу ездят в супермаркет; другие — что выбирают натуральное, поэтому и спешат на рынки. Более того, значительное количество продуктов попадает на стол из так называемых стихийных рынков, где нет надлежащего контроля над качеством и безопасностью. Почему же так происходит?

Отечественный потребитель, насытившись новомодной пищей и проблемами со здоровьем, которые возникают от постоянного употребления низкосортных и синтетических составляющих частей, потерял доверие к продуктам с яркими этикетками. Ведь колбаса соевая, в мороженом нет молока, вместо масла — заменители, фрукты из ГМО. Лучше уже у бабушки купить синюю курицу, которая умерла собственной смертью, чем употреблять наколотое гормонами, замороженное несколько лет назад, полусинтетическое «заграничное» мясо! И так считает большинство потребителей. Правда, не безосновательно. Часть натуральных пищевых продуктов на отечественном рынке и в самом деле существенно уменьшилась. Вместо кисломолочной продукции, мясной, кондитерской, изготовленной из традиционного сырья по классическим технологиям, на прилавках под привычными названиями разместились новые виды продуктов. Некоторые из них стали содержать дополнительные компоненты: разнообразные вкусовые добавки, красители, ароматизаторы, усилители вкуса, — всевозможные «ешки». В других главный компонент частично или полностью заменен растительными или даже синтетическими аналогами. Так, мясо подменяют соей, мукой, крахмалом; масло сливочное — рапсовым, кокосовым, пальмовым; сахар — аспартамом, ксилитом; фрукты — желейными кусочками.

 

А, как известно, использование одних веществ приводит к необходимости применения других, таких как эмульгаторы, стабилизаторы, консерванты, ведь продукту необходимо предоставить свойства, привычные для потребителя. Вот и выходит, что такой вроде бы безобидный способ увеличения выхода продукта, как добавка небольшой порции воды, тянет за собой «шлейф» разных добавок: сначала нужно создать нужную консистенцию, потом вкус, запах, после чего оказывается, что такие «улучшители» могут «работать» лишь в сочетании с другими веществами, а еще они портятся без консерванта. Длинная цепочка выходит.
Нарушение традиционного способа изготовления продукции приводит к появлению новых технологий: упрощенных, более дешевых и, соответственно, более выгодных производителю. Внешне это практически незаметно: вкус, запах вроде бы обычный (по крайней мере, не неприятный), да и от одноразового употребления такого продукта острого отравления мы не почувствуем. Ну, так и что, спросите вы? Вон Иван Грозный добавлял в еду мышьяк, чтобы организм привык, и его не могли отравить. Так и мы — приспособимся к новым веществам.
Сначала должен приспособиться желудок, пищеварительная система, потом изменится состав крови, а дальше изменения уже будут не обратимы. Как будет выглядеть человек через несколько поколений? Возможно, человечество и в самом деле приспособится, и будет питаться нефтепродуктами, а до той поры наши дети будут болеть, и лекарства действовать не будут.

 

Кроме вышесказанного, неоднократно поднимался вопрос использования в производстве пищевой продукции генетически модифицированных организмов (ГМО). Однозначных убедительных доказательств безопасности или вредности такой продукции на сегодня нет. Но значительное количество опытов, проведенных на животных, и случаи врачебной практики говорят о возможности развития патологий. Поэтому специалисты сомневаются, не приведет ли вмешательство в организацию клеток к разного рода аномалиям, непредсказуемым мутациям и другим негативным явлениям. Так, к рискам, связанным с употреблением ГМО-продуктов ученые относят аллергические реакции, ухудшение иммунитета, метаболические расстройства, в первую очередь — ожирение, появление стойкости патогенной микрофлоры человека к антибиотикам, накопление в организме гербицидов, канцерогенные и мутагенные эффекты (то есть появление раковых заболеваний и мутаций у следующего поколения).

 

Поэтому пока ученые спорят, безопасно ли употреблять генетически модифицированные организмы, в странах Евросоюза приняли решение, что потребитель должен знать, что он покупает и сознательно делать выбор относительно употребления трансгенных продуктов. Наличие на отечественном рынке большого количества «искусственной» еды и даже фальсификатов оказалось выгодным очень многим. А низкая платежеспособность населения усиливает такую тенденцию, сделав основным критерием успеха продукта, как это ни странно, не качество, а низкую цену! И если еще до недавнего времени можно было защититься от подделки, обходя стихийные рынки, и не покупая продукцию неизвестного происхождения прямо «с рук», то сегодня «клондайком» нарушений уже легализовались точки продажи. Это не значит, что все производители и все предприятия торговли наживаются на нас, преднамеренно «кормя» низкосортной продукцией. Однако потребителю нужно быть очень внимательным, особенно при покупке товаров, которые могут повлиять на здоровье.

 

А диетологи не устают повторять: чтобы не потеряться в этом «море», придирчиво читайте, что написано на этикетке (особенно мелким шрифтом). «Нечистым на руку» производителям не выгодно давать информацию о себе, поэтому если на упаковке отсутствуют необходимые сведения, значит с продуктом что-то неладно. Поэтому, по действующим, сегодня правилам, маркировка потребительской тары с продуктом должна содержать следующее:

1. название продукта и «имя» производителя;

2. телефон и полный адрес производителя, адрес объекта (мощностей) производства;

3. товарный знак (при наличии);

4. массу нетто (кг, граммы);

5. состав по количественному порядку составляющих частей, в том числе и пищевых добавок, используемых в процессе производства;

6. калорийность и его питательную ценность с указанием количества белка, жиров, углеводов на 100 г пищевого продукта;

7. номер партии;

8. окончательную дату: «Употребить до» или дату производства — срок пригодности;

9. условия хранения;

10. штрих код (для потребительской тары);

11. обозначение стандарта.

Кроме этой маркировки может быть и другая информация, которая не противоречит действующему законодательству.